Патронаж неблагополучных семей

Понятие социального патронажа

Социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо
трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть. Патронаж носит постоянный регулярный характер.

Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Цели и задачи социального патронажа

Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронаже специалисты различного профиля:

  • комиссия по делам несовершеннолетних,
  • инспектор по делам несовершеннолетних,
  • здравоохранение,
  • образовательные учреждения,
  • специалисты отдела опеки и попечительства.

Задачи социального патронажа:

  • исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи;
  • социальная реабилитация семьи;
  • профилактика социального неблагополучия,
  • предупреждение возможных кризисов.

Специфика патронажа как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход.

Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа:

  • социально-психологический – помощь в решении социальнопсихологических проблем (психодиагностика, психокоррекция,психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);
  • социально-педагогический – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психологопедагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция);
  • социально-правовой – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.

Принципы социального патронажа

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

  • системность. Данный принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;
  • комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;
  • оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем;
  • укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры;
  • приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуаций в семьях и в детской среде;
  • уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;
  • объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;
  • дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;
  • адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенность ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;
  • взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;
  • разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;
  • создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы:

  • служения клиенту;
  • учета его личностных, психологических, возрастных и физиологических особенностей;
  • конфиденциальности;
  • открытости для всех нуждающихся;
  • своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы
социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий.

Функции социального патронажа

Служба социального патронажа выполняет следующие функции:

  • изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);
  • комплексное и системное воздействие на ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;
  • обеспечение последующего социального контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана.

Этапы технологии социального патронажа

  • Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.
  • Вмешательство патронажной службы и с ее помощью – других социальных служб в семейную ситуацию.
  • Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

Объект социального патронажа

Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в  жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом. Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:

  • тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные привести членов семьи к сильным эмоциональным расстройствам и острым переживаниям, к выбору саморазрушающих форм поведения, таких как попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;
  • резкие изменения внешней социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться, и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.;
  • в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней
    матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;
  • глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих. Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, – это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.

Алгоритм взаимодействия специалиста с семьей:

  • Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
  • Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.
  • Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.
  • Контроль за выполнением соглашения.
  • Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.
  • Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.
  • Подведение итогов работы.
  • Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.

Изменение мотивации клиентов

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи – нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Технология социального патронажа, как ее подают в научнометодической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска.

Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб. Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов.

Чаще всего это психосоциальные методы:

  • подбадривание;
  • мягкая поддержка;
  • откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни;
  • осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба;
  • проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.

Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опека в РФ