Характеристика на неблагополучную семью ученика начальных классов

характеристика

Семейный круг — это место, где формируется личность ребенка и закладываются основы всех его дальнейших жизненных удач и неудач. Поэтому, если ребенок растет в обстановке неблагополучия, а его родители не справляются со своими обязанностями по воспитанию и должной заботе о маленьком члене семьи, на защиту его интересов должны вставать педагоги и представители государственных служб.

До тех пор, пока сохраняется надежда на преодоление родителями кризиса и восстановление своих социальных функций, им должно оказываться содействие в изменении семейного уклада, деформирующего воспитание и развитие ребенка. Для этого необходимо составление характеристики неблагополучной семьи, которая предоставляется в органы опеки и попечительства.

Характеристика на неблагополучную семью

Кому может потребоваться характеристика

Говоря о характеристике семьи учащегося, прежде всего, необходимо определиться, что считать неблагополучием. Неблагополучной считается семья, не выполняющая свои социальными функциями и обязанностями в отношении ее несовершеннолетних членов.

Результатом этого являются неблагоприятные жизненные условия, конфликтные взаимоотношения, асоциальный образ жизни, любые другие проявления, от которых страдает физическое и психическое развитие ребенка, а его воспитание и обучение протекает с низкой эффективностью. Проявляться это может в разных формах:

  • Беспризорность, критический недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, отсутствие должного удовлетворения его материальных потребностей — в еде, одежде, учебных материалах. Ребенок может много времени проводить за пределами дома. Эмоциональный фон в семье нездоровый, ребенок не ощущает заботу и поддержку со стороны родителей, формирование поведенческих навыков происходит с отставанием и деформациями.
  • Эмоциональная отверженность при внешнем благополучии. В такой ситуации жилищные условия и обеспечение основных материальных потребностей ребенка могут быть удовлетворительными, однако психологическое состояние, образ мысли и чувства ребенка родителей не интересуют, он чувствует себя ненужным, что приводит к деформациям развития личности.
  • Насилие, противоправное поведение, алкоголизм или наркомания родителей — наиболее тяжелая форма неблагополучия, наносящая серьезный урон физическому и психическому развитию несовершеннолетних, их способности реализовывать свое законное право на гармоничное развитие и полноценное получение образования.

Таким образом, можно условно разделить семейное окружение на явно неблагополучное и имеющее видимость благополучия с отсутствием такового в действительности из-за конфликтов и отсутствия взаимопонимания между родителями и в их отношениях с детьми.

И если в одних случаях не может быть и речи о способности родителей самостоятельно справиться с созданной ими ситуацией, недопустимой для нормальной жизни ребенка и его адекватного воспитания, и необходимо вмешательство уполномоченных органов, то в других может быть достаточно встреч с педагогами и разъяснений по вопросам прав несовершеннолетних и особенностей развития детей и подростков, бесед с родителями, учитывать которые необходимо для гармоничного воспитания и развития.

Грамотно скоординировать действия, направленные на коррекцию сложившейся в домашнем кругу школьника нездоровой ситуации или принятие радикальных мер по его защите от противоправных действий родителей позволяет профессионально составленная характеристика на семью ученика из неблагополучной семьи.

Понять, когда пора бить тревогу, педагоги должны, уделяя достаточное внимание детям, чтобы не пропустить появление характерных признаков семейного неблагополучия:

  1. постоянная усталость и заспанный вид школьника;
  2. явные признаки отсутствия здорового питания, физическое истощение;
  3. плохие навыки построения речи, неумение внятно формулировать мысли;
  4. следы побоев;
  5. моторные признаки бессознательных попыток защититься: испуг от резких движений, втягивание головы;
  6. нарушение развития двигательных функций, заторможенность мелкой моторики;
  7. слабые умственные показатели.

Медицинские работники в районных поликлиниках также определяют факт отсутствия достаточного ухода за ребенком по его внешнему виду, физическому недоразвитию, недостаточной массе тела. Органы опеки получают сведения о противоправных действиях школьников от представителей комиссии по делам несовершеннолетних.

На основе всех этих данных педагоги вместе с сотрудниками органов соц.защиты проводят работу по составлению социального паспорта ближайших родственников несовершеннолетнего, изучают условия его проживания и обеспечения его нужд. В индивидуальном порядке определяется круг необходимых мер, составляется план работ с такими семьями, направленных на изменение семейной ситуации к лучшему.

Если же родители не предпринимают никаких действий в направлении оздоровления семейной функции, ребенок может быть изъят, а его отец и мать — ограничены в родительских правах, а в дальнейшем и лишены их.

Кому может потребоваться

Что из себя представляет характеристика

Опыт взаимодействия социальных служб с нерадивыми отцами и матерями показывает, что они редко и неохотно идут на сотрудничество с органами опеки и зачастую относятся негативно к вмешательству в вопросы, которые считают исключительно своим личным делом.

В таких ситуациях написать характеристику на семью довольно проблематично, и в проведении этой работы могут быть задействованы учителя (прежде всего, классный руководитель), социальные педагоги, психологи, представители комиссии по делам несовершеннолетних и органов опеки. Характеристика неблагополучной семьи составляется по результатам бесед с членами семьи и ознакомления с бытовыми условиями, которые также описываются в этом документе.

Педагогам, составляющим характеристики, прежде чем приступать к подготовке документа, следует составить план, включающий в себя все пункты, которые следует указать, и последовательность их изложения:

  • Общая информация о каждом члене семьи — образование, профессия, место работы или учебы.
  • Жилищные условия — жилплощадь, состояние помещений, наличие необходимых для ребенка предметов мебели и обихода, комнаты для отдыха и занятий.
  • Описание причин, по которым родители признаются неблагополучными.
  • Психологическая атмосфера в семейном кругу, характер взаимоотношений.
  • Характеристика члена семьи, уделяющего главное внимание воспитанию ребенка и заботе о нем.

Образец заполнения

Характеристика семьи в органы опеки и попечительства

  1. Состав и структура семьи:
    Мать: Кузнецова Анна Михайловна, 12.07.1983 г.р., образование средне-специальное, не работает.
    Отец: Кузнецов Алексей Юрьевич, 03.11.1981 г.р., образование средне-специальное, работает в должности грузчика в торговом центре «Плюс».
    Сын: Кузнецов Илья Алексеевич, ученик 4 класса средней школы №8 города Уфы.
  2. Жилищно-бытовые условия:
    Все члены семьи имеют постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: г.Уфа, ул.Победы, д.4, кв,13. Проживают в однокомнатной квартире общей площадью 30.4 м., жилая площадь 18 м. Место для отдыха и занятий ребенка отгорожено шкафом. Санитарное состояние квартиры неудовлетворительно: помещения грязные, на столах и в кухонной раковине множество предметов грязной посуды с остатками еды и окурками; личные вещи разбросаны по всем помещениям, мебель старая и поломанная, покрытие пола и стен серьезно повреждено. Ребенок не обеспечен предметами, необходимыми для выполнения домашних заданий, не имеет письменного стола, выполняет домашнюю работу на кухонном столе. Жилищно-бытовая обстановка для гармоничного развития ребенка неприемлема. Материальное благосостояние семьи не позволяет обеспечить сына всем необходимым: уровень доходов семьи составляет 5 тысяч рублей на каждого, не достигая прожиточного минимума.
  3. Причины в бытовой неустроенности и алкогольной зависимости родителей. Ребенок не обеспечен необходимыми вещами и предметами быта, не получает достаточно питания. На момент осмотра жилья не обнаружено горячей пищи, на столе и в холодильнике обнаружены рыбные консервы, вареная колбаса, вафли. Запасы продуктов долгого хранения (крупы, макаронных изделий, сахара) и свежие овощи в доме отсутствуют.
  4. Психологическая обстановка в семье конфликтная. На момент осмотра отец был в состоянии алкогольного опьянения, часто наносит побои супруге и сыну, унижает, оказывает психологическое давление в форме угроз. Принятый в семье тип отношений авторитарный. Мать и ребенок испытывают постоянный стресс, напуганы. Отец не выказывает заинтересованности в улучшении семейной ситуации.
  5. Родители практически не уделяют внимания воспитанию сына, не помогают ему делать уроки и не проверяют их выполнение. Мальчик предоставлен сам себе, часто находится вне дома, в том числе ночью. Где он находится и где ночует, родители ответить не смогли. Отсутствие должного внимания сыну объясняют отсутствием необходимости в этом, поскольку считают Илью взрослым и способным самостоятельно думать о получении образования и организации своей жизни. Вызовы в школу от классного руководителя родители игнорируют, от контактов с педагогами отказываются, психологическую помощь и содействие социальных органов получать не хотят. По заключению специалистов, проводивших осмотр и беседу, уровень родительской ответственности за сына низкий.

Социальный педагог __________ М.Ю. Степанова
Инспектор КДН ______________ И.Н. Стрельецкий
Директор ТЦ «Плюс» _________ А.Р. Оганян

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опека в РФ