План работы с неблагополучными семьями

план индивидуальной профилактической работы

Неблагополучная семья, в которой родители не понимают сути своих обязанностей и необходимости их выполнения, а психика детей травмируется, деформируя развитие личности — это далеко не личная проблема, касающаяся только конкретных родителей и их детей.

В результате воспитания в условиях неблагополучия вырастают члены общества, имеющие большие проблемы с адаптацией в социуме, и зачастую на их дальнейшей судьбе, как и на отношениях с близкими, это сказывается негативно. Именно для того, чтобы, насколько возможно, сократить количество таких случаев, необходимо проводить социальную работу с неблагополучными семьями.

План работы

Какая семья считается неблагополучной

Психолого-педагогическая литература дает различные варианты формулировки определения неблагополучных семей и их выявления. В то же время, все они сводятся к единому смыслу: неблагополучная семья — это семья, обладающая низким статусом в социуме и не обнаруживающая способности успешно справляться со своими социальными функциями в одной или нескольких сферах.

В ней довольно низки адаптивные способности, а воспитание ребенка отягощено существенными проблемами, затруднено и малоэффективно. Дети в неблагополучных семьях находятся в состоянии постоянного стресса в результате пренебрежительного отношения со стороны родителей, часто подвергаются моральному и физическому насилию. Отсутствует атмосфера любви и взаимопонимания, необходимая для гармоничного развития ребенка и правильной заботы о нем.

Выделяется несколько типов неблагополучных семей, разделяющихся по причинам неблагополучия:

  1. Проблемные — плохо справляются с задачей воспитания детей из-за педагогической несостоятельности взрослых. В них часто возникают конфликты, стиль воспитания безусловно пагубно сказывается на детях, будучи авторитарным, гипо- или гиперопекающим.
  2. Кризисные — сталкиваются с проблемами воспитания по причине изменений состава семьи (развод, смерть кого-то из близких, взросление младших) или в связи с социальными проблемами из-за утраты источника дохода, жилья или других важнейших факторов обеспечения социальной состоятельности семьи.
  3. Асоциальные — отличаются существующим на уровне «нормы» пренебрежением к интересам и потребностям детей, зачастую родители в них страдают алкоголизмом. Дети пытаются принимать на себя ответственность за старших и младших — находят источники заработка, ухаживают за младшими братьями и сестрами, скрывают пьянство родителей.
  4. Аморальные — отличает полная утрата семейных ценностей: алкоголизм, наркомания, жестокость по отношению к детям, нарушение безопасности условий проживания, полное отсутствие внимания к воспитанию и образованию младших членов семьи. Часто несовершеннолетние, проживающие с такими родителями, не занимаются учебой, нередко бросают ее, уходят из дома.
  5. Антисоциальные — имеют крайнюю степень социальной дисфункции, ведут антиобщественный образ жизни, противоправное поведение, полное пренебрежение нормами морали и нравственности. Зачастую средства к существованию взрослые члены таких семей находят, принуждая детей к преступлениям, попрошайничеству, проституции.

Очевидно, что методы социальной работы с неблагополучными семьями определяются, в первую очередь, их принадлежностью к той или иной категории.

Какая семья

План профилактической работы

Для достижения положительных результатов в направлении восстановления семейной воспитательной функции первоочередная задача — составление плана индивидуальной профилактической работы с неблагополучной семьей. Согласно плану далее социальный педагог или классный руководитель определяет действия в течение учебного года, нацеленные на выявление неблагополучных семей, устанавливает этапы взаимодействия с семьей, составляет характеристику. В качестве образца плана для ДОУ может быть использован приведенный ниже план.

С сентября по ноябрь работа социального педагога с неблагополучными семьями представляет собой аналитический этап.

  • Деятельность психолога в детском саду или школе начинается с исследования социально-психологической ситуации в семьях. Целью этого этапа работы является определение семей повышенного социального риска. Проводятся беседы, анкетирование, заполняются социальные паспорта.
  • Проводится предварительная социальная работа с потенциально неблагополучными семьями, которая заключается в сборе информации о них и анализе их окружения.
  • Изучение экспертных оценок педагогов в отношении «проблемных» детей — характеристики познавательных, поведенческих, эмоциональных особенностей и личных качеств.
  • Налаживание контакта, посещение семьи на дому, определение и изучение причин социальных дисфункций родителей.
  • Проведение индивидуальных бесед по вопросам коррекционно-развивающей деятельности, направленных на устранение упущений в эмоциональном развитии, поведении и познавательной активности малышей.
  • Проведение разъяснительных бесед с педагогическим составом, направленных на обеспечение соблюдения прав ребенка. Педагоги должны быть ознакомлены с нормативно-правовой базой и проинформированы о том, какие действия вменяются в задачи воспитателя в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком. Целесообразно проводить игровые тренинги на знание прав несовершеннолетних и проводить консультации по вопросам семейного насилия над несовершеннолетними.
  • Организация социальной работы с неблагополучными семьями в формате проведения различных мероприятий — спортивных состязаний, творческих мастер-классов, игровых тренингов, проведение встреч в родительском клубе, цель которого — формирование гармоничной атмосферы в семейном кругу.
  • Изучение и подбор источников, описывающих формы и методы работы с неблагополучными семьями, в которых нередко жестокое обращение с несовершеннолетними. Содействие педагогам в организации просветительской работы — оформление правовых стендов с выдержками из законов и специальной литературы, направленной на защиту прав маленьких граждан.
  • Обеспечение родителей информацией о правах несовершеннолетних путем индивидуальных бесед и сообщений на родительских собраниях.
  • Подбор и оформление содержательных и доступных выдержек для родительских уголках о материнской и отцовской ролях в воспитании ребенка.
  • Проведение консультаций по правовым вопросам.

С декабря по февраль проводится основной этап социальной работы с неблагополучными семьями. Он включает в себя следующие задачи:

  1. Выявление статуса детей в группах («пренебрегаемые», «изолированные»).
  2. Углубленное изучение обстановки в семейном кругу малышей. В него входит анализ детских творческих работ (рисунки и поделки на темы семьи и близких людей), применение методик «Три дерева», «Кинетический рисунок семьи», «Семья животных». Проведение сюжетно-ролевых игр на тему семьи и наблюдение за поведением детей в них. Изучение поведения ребенка в то время, когда выбор занятий предоставлен его желаниям.
  3. Работа с детьми из неблагополучных семей. Проведение с детскими группами обучающих занятий, нацеленных на формирование адекватной коммуникации («Азбука общения», «Игротерапия» и т. д.).
  4. Дополнение образовательной деятельности учреждения занятиями в детских группах, направленными на физическое расслабление и снятие эмоциональной нагрузки.
  5. Проведение обучающих занятий для воспитателей по выявлению признаков психоэмоционального неблагополучия малышей через определение наличия стресса, переживаний, установление их источника и оказание помощи в рамках своих полномочий.
  6. Оказание психологической помощи детям неблагополучных родителей. Содействие пропаганде здоровых семейных отношений и здорового образа жизни. Проведение тематических конкурсов для малышей и их родителей.
  7. Подготовка памяток для педагогов, ориентирующих в ситуациях, когда ребенок сообщил о насилии дома, когда необходимо грамотно установить факт жестокого обращения и правильно на это среагировать.
  8. Оформление информационно-графических листков для родителей, нацеленных на просвещение в отношении прав несовершеннолетних и разъясняющих роль нравственности и доброго отношения к детям, патронаж неблагополучных семей.
  9. Оформление актуальных сведений об адресах и способах связи с социальными службами, призванными защищать законные интересы несовершеннолетних.
  10. Подготовка и проведение докладов на родительских собраниях.

Период с марта по май следует посвятить контрольному этапу. Он включает в себя следующие задачи:

  • Аналитическая работа по определению эффективности проведенных мероприятий, в которую должно быть включено сравнение прогнозируемых на этапе планирования результатов с полученными.
  • Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью помочь сформировать правильную воспитательную тактику.
  • Выявление необходимости дополнительной помощи педагогам в вопросах изучения правовых материалов и предоставление этой помощи.
  • Проведение дней открытых дверей совместно с заведующими детских образовательных учреждений.
  • Изучение результатов проделанной за год работы и составление плана на следующий год с учетом полученных данных.

Безусловно, при организации работы с неблагополучными условиями жизни школьников необходимо учитывать особенности их организации жизни. Точно так же, как и с группами дошкольного возраста, необходимо проводить работу по выявлению детей, состоящих в группах социального риска, не посещающих школу, проживающих в неприемлемых жилищно-бытовых условиях, подвергающихся жестокому обращению. Контроль над проведением всех необходимых мероприятий, включая посещение и изучение условий проживания, лежит на классных руководителях.

Рекомендуется вносить в план в качестве периодически проводимого мероприятия рейды «Подросток» в места отдыха детей-подростков, призванные выявить в выходные и праздничные дни факт употребления алкоголя, табачной продукции, наркотических веществ, противоправных действий.

Также должна проводиться работа, нацеленная на правовое информирование взрослых и несовершеннолетних в отношении их законных прав и обязанностей. В течение всех учебных месяцев следует время от времени проводить мероприятия (беседы, игры, тренинги), нацеленные на обучение школьников законопослушному поведению и формированию правильных коммуникативных

Все действия, направленные на работу с неблагополучными детьми, рекомендуется фиксировать в особом журнале. Кроме того, в течение года заведующий по воспитательной работе должен контактировать с участковым инспектором полиции и медучреждениями, располагающими сведениями о неблагополучных родителях, у которых растут дети, еще не достигшие школьного возраста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опека в РФ